«Любовь и голуби» Юрия Невского - часть 1
9 апреля состоялась XX Церемония вручения премии киноизобразительного искусства «Белый квадрат», одним из организаторов которой выступил Российский фонд культуры. Награды «За вклад в киноизобразительное искусство» имени Сергея Урусевского удостоен народный артист России, лауреат Государственной премии, оператор Юрий Анатольевич НЕВСКИЙ.
О трёх попытках поступить во ВГИК, работе с Вадимом Юсовым и съёмках своего самого известного фильма «Любовь и голуби» Юрий Анатольевич рассказал Российскому фонду культуры.
- Юрий Анатольевич, когда вы решили стать оператором?
Я не москвич. Жил в небольшом городе Тамбове. Занимался фотографией. А когда узнал, что есть такой институт кинематографии ВГИК, то решил попробовать свои силы. Я поступал три раза. Не поступил раз, не поступил два, третий раз уже надо было поступать. Это далось мне сложно, потому что приходилось ещё и работать. Но с каждым годом я всё больше и больше понимал, что нужно для поступления.
- Когда вы не поступили, уезжали обратно домой или остались в Москве?
Как я мог остаться в Москве? Тогда, чтобы остаться в столице, нужна была прописка. Я уезжал обратно. Работал фотографом. Много снимал для газеты. И готовился к поступлению. Ещё с пятого класса занимался фотографией во Дворце пионеров. Потом освоил камеру. А чем заниматься после школы – или дрова рубить, или делать то, что ты умеешь. Я умел фотографировать. Ещё спортом занимался. Лыжами. Меня даже приглашали в Военное училище, где набирали сборную. Но я решил стать фотографом. Первый дешёвый маленький фотоаппарат «Смена» мне купил папа по моей же просьбе.
- Ваши родители имели отношение к искусству? Чем они занимались?
Никакого. Мои родители были садоводами. Агрономы. Папа руководил несколькими совхозами. Я часто ездил с ним по этим совхозам. Природа, яблоки, всё прекрасно.
Может, это судьба вела вас?! И поступили вы с третей попытки, чтобы попасть на курс к одному из выдающихся операторов и педагогов Борису Израилевичу Волчеку…
Я очень ценю, что попал к этому мастеру. Оператору, прежде всего. У него большая школа. С некоторыми его учениками мне довелось поработать и потом. Могу сказать, что Борис Израилевич был очень мудрым человеком. Какие-то вещи, о которых он говорил, я начал осознавать только с возрастом, когда стал преподавать. Он мог сказать: «Ты плохо снял, но смотри сам». Когда я это слышал, даже обижался внутренне. Волчек не тратил время на объяснения. И самое главное – не сбивал меня. Со временем я понял, у него был к каждому его студенту свой отдельный подход. Когда я начал преподавательскую деятельность, тоже стал придерживаться этого принципа. Каждый должен иметь своё лицо. Каждый должен подойти к учебной работе с какими-то своими принципами.
- Работать оператором вы стали сразу после окончания ВГИКа?
Я был ассистентом многие годы. Окончив ВГИК, ты ещё не оператор. Всё гораздо сложнее. ВГИК – это обучение, которое позволяет делать ошибки. Техники не так много, с которой ты можешь работать. А когда человек выходит после окончания вуза, он сталкивается с производством, где никого не интересует творчество. В производстве интересуют выполненные сроки, нормативы и прочее. На Мосфильме в своё время висело панно, на котором еженедельно размещали информацию, выполнила ли та или иная картина план, не нарушила ли график съёмок. Сейчас это вызывает некоторый смех, но, когда ты попадаешь в эту машину, то воспринимаешь всё уже по-другому. На тебя давят: «Почему вы не выполнили план? Вы должны были снять». Группа говорит, что была плохая, несоответствующая погода. «Из-за погоды мы должны отставать?» – отвечают. Выработка в день имела большое значение. В институте всё немного на возвышенности. Творчество, только творчество. Производство тоже входит в нашу профессию. Надо уметь всё правильно планировать. Это понимание я получил после окончания института, работая на Мосфильме в качестве ассистента.
- Какая у вас была дипломная работа?
Картина называлась «Мужской хор», снималась она на Тбилисской киностудии. Коротко о сюжете: в мужской хор попадает новый дирижёр – молодая симпатичная женщина. Режиссёр картины – выпускница ВГИКа, Лиана Элиава. Фильм состоял из 2 частей. Это примерно 20 минут. Дипломная работа должна быть от 12 до 18 минут, но не больше. И если ты снял полнометражную ленту, то ГЭК (Государственная экзаменационная комиссия) не будет смотреть её полностью. Лучше, когда короткометражка. Она лучше представит операторскую работу для комиссии.
- С чего началась ваша совместная работа с Владимиром Валентиновичем Меньшовым над фильмом «Любовь и голуби»?
К этому времени я снял много картин. Имел Государственную премию. И в Объединении, где я состоял, у меня было свободное время. А что такое Объединение? Раньше существовали студии, заинтересованные в запуске картин. Они выпускали по три-четыре фильма в год. И была целая группа людей, которая обеспечивала запуск, утверждала сроки. Иногда мы хотели снимать картину летом, а нам говорят, что будет снимать осенью. Существовали жёсткие условия производства, потому что Мосфильм должен был работать – снимать и летом, и зимой. Сегодня нет такой индустрии, что, наверно, не очень хорошо.
- То есть Объединение назначило вас на этот фильм?
Нет, я не досказал главного. Я работал в 2 Объединениях. И Меньшову там предложили мою кандидатуру. У Владимира Валентиновича поджимали сроки, а оператора всё ещё не было. Мы встретились с ним, договорились и сразу стали выбирать натуру. Сначала хотели снимать в Иркутске, потому что автор пьесы Владимир Гуркин роддом оттуда. И вообще в Сибири мало снималось картин. Мы искали новую фактуру. Ездили туда. Но в итоге выбрали Медвежьегорск в Карелии – он немного похож на Иркутск. Там работали около месяца. Эпизод на крыше голубятни, первые кадры фильма, – это наш первый съёмочный день. А в конце экспедиции снимали момент, где Надюха и Василий милуются на утонувшем корабле. Погода за месяц не изменилась, а нам надо было показать, что прошло время. Ведь по сюжету сначала было лето, а потом наступила осень. И если вы обратите внимание, то в начальных кадрах зелёная трава, кусты, а потом уже чёрная земля. Мы тщательно продумывали этот вопрос с художниками и декораторами.
Продолжение следует, читайте вторую часть.