Выпуск полного собрания фортепианных сочинений С.В. Рахманинова завершён
Масштабный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения великого русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова, завершён.
Российский фонд культуры совместно с издательством «Музыка» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выпустили полное собрание фортепианных сочинений великого композитора, которое состоит из 13 томов.
Первый том был опубликован в апреле 2023 года к дню рождения Сергея Рахманинова. Он включал в себя авторское переложение для двух фортепиано Концерта № 1 для фортепиано с оркестром. В заключительные тома вошли прелюдии, этюды-картины, фортепианные транскрипции и ансамбли.
Восьмой том составили прелюдии ор. 23 и ор. 32, а также ранняя пьеса композитора: прелюдия ор. 3 № 2. Рахманиновым написаны 24 фортепианные прелюдии во всех тональностях, не считая трёх прелюдий без обозначения опуса. Тем не менее цикл не был задуман как единое целое: его составили две тетради прелюдий — из десяти (ор. 23) и тринадцати пьес (ор. 32) и уже упомянутая прелюдия ор. 3 № 2. Издание содержит тексты всех прелюдий, выверенные по автографам и прижизненным публикациям. Не менее ценен блок специально созданных комментариев. Последний превращает собрание в универсальный инструментарий как для исследователей творчества композитора и истории отечественной музыкальной культуры, так и для студентов, педагогов и концертирующих исполнителей.
Десятый том посвящён звучащим живописным полотнам С.В. Рахманинова — этюдам-картинам. Издание составили два цикла — из шести (ор. 33) и девяти пьес (ор. 39) и ещё два этюда, которые автор решил не публиковать. Каждый из этюдов-картин наделён чертами явной или скрытой программности, однако композитор, вопреки бытующей в музыкальной практике традиции именования отдельных пьес, не предписывал этюдам никаких заглавий.
Фортепианные транскрипции, создававшиеся композитором на протяжении более чем сорока лет (1900 – 1941 гг.), вошли в одиннадцатый том собрания. Среди них виртуозные обработки не только собственных вокальных сочинений, но и произведений других авторов — И.С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Ж. Бизе, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Крейслера.
Первые части двенадцатого и тринадцатого томов составили фортепианные ансамбли и ранние симфонические произведения. Опубликованные в первой части двенадцатого тома пьесы написаны в 1890 – 1893 гг. Это — две пьесы для фортепиано в шесть рук «Русская рапсодия» и Сюита № 1 для двух фортепиано. Три ранних симфонических произведений С.В. Рахманинова приведены в авторском переложении для фортепиано в две или четыре руки. Это Сюита ре минор, фантазия для оркестра «Утёс» и Каприччио на цыганские темы.
Все тома поступят в заведения культуры и библиотеки музыкальных учебных заведений страны уже в ближайшее время.