Неизвестный известный художник
Лекторий Достоевский, [8 Oct 2024 at 18:11:23]: ...В экспозиции Шпалерного зала Российского фонда культуры представлен «Натюрморт» 1918 года. Не бросский. Однако, стоит присмотреться, и уже невозможно оторвать взгляд. Кто автор этой таинственной работы и что изображено на ней - загадка для зрителей. Ленинградский художник Израиль Львович Лизак (1905-1974) - его ранняя работа «Натюрморт» хранится в коллекции Российского фонда культуры. Увидеть, что изображено на картине можно при тщательном рассмотрении. И только если перевернуть холст. Это – гребень шлема и труба на красном куске сукна. Работа выполнена художником в ученические годы, однако талант автора чувствовался уже тогда. Научно-техническая экспертиза показала, что Лизак дважды обращался к картине. Центральная часть была написана в 1918 году, а изображение на левом и правом полях – в 30-е годы. Внизу – две подписи «И. Лизак». На обороте хорошо сохранился неоконченный фрагмент и надпись мелом «Мастерская А.А. Рылова». Именно Аркадий Александрович Рылов, выдающийся живописец, педагог, ученик Архипа Куинджи, сыграл важную роль в становлении художника. Израиль Львович Лизак родился 1 мая 1905 года в семье врача и учительницы в старом украинском городке Славута. В 1915-м вместе с родителями переехал в Петроград. Способности к рисованию у мальчика проявились рано. В детстве он почти лишился слуха. Часто убегал в лес, где только наедине с природой и карандашом чувствовал себя легко и свободно. Ещё незрелые работы Лизака и увидел великий Рылов. Он пригласил одарённого ребёнка, которому на тот момент было только 13 лет, в свою мастерскую. Вот как 50 лет спустя Израиль Львович вспоминал свой первый день учёбы. (Из воспоминаний И.Л. Лизака) «С большой папкой, заключавшей все мои рисунки, явился я в 1918 году в пейзажную мастерскую Академии художеств к Аркадию Александровичу Рылову и был принят им в число учеников. Обзавёлся несколькими тюбиками масляной краски, которые помещались у меня в картонной коробке, кистями, из фанеры вырезал замысловатую палитру». Аркадия Александровича Рылова называли родоначальником советского натюрморта и пейзажа. Его самые известные картины «Зелёный шум» и «В голубом просторе» хранятся в Третьяковской галерее. (Из воспоминаний И.Л. Лизака) «Пейзажная мастерская состояла из 2 комнат. На стенах висели работы Шишкина, Боголюбова, Горбатова. Среди этой спокойной и располагающей к занятиям обстановки ставились натюрморты. Каждому – свой. Писались пейзажи. А по вечерам кто-либо позировал. Аркадий Александрович был доступен, держался просто, но дистанция была огромного размера». В индивидуальных мастерских Рылова Лизак проучился до 1922 года. После их закрытия был зачислен на первый курс ВХУТЕИНа, где живописи учился у О. Браза и К.С. Петрова-Водкина, а рисунку – у В.Е. Савинского и В.В. Мешкова. В 1925 году на выставке дипломных работ картину Лизака «Человек на тумбе» отметили как одну из лучших. На ней художник изобразил жертву империалистической войны – солдата, вернувшегося полным инвалидом и ставшего уличным нищим. (Из воспоминаний И.Л. Лизака) «Александр Иванович Савинов считал, что эта вещь сделана в духе классики, а Кузьма Сергеевич Петров-Водкин отметил в ней выразительно и оригинально решённые руки». Человек на тумбе (Инвалид империалистической войны). 1925 г. (Русский музей) Искусствоведы говорили, что работа – настоящий образец яростного советского реализма. Сегодня она хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. После окончания Академии художеств Израиль Львович работал над придуманной им серией из жизни капиталистического города. В 1935 году получил заказ от Ленсовета на индустриальную тему. (Из воспоминаний И.Л. Лизака) «Работая днём в газете «Смена», отправлялся ночью на Балтийский завод. Начал с того, что, забравшись в тихий уголок цеха, написал этюд и, выйдя из своего укрытия, показал его рабочим. Сначала один, потом другие после завалки электропечи согласились немного постоять и попозировать». Высшей похвалой для художника стало одно единственное слово сурового бригадира сталеваров Крылова, который, увидев свой портрет, произнёс: «Толково». В страшные годы войны художник находился на оборонах, железнодорожных работах. По впечатлению тех лет была написана большая пейзажная картина «Ночь войны». Лизак трудился как художник-реставратор в Госинспекции по охране памятников и в реставрационных мастерских: в Исаакиевском соборе он заново написал голову ангела к картине профессора Бруни «Святой дух, окружённый ангелами», в Мальтийской капелле, в Юсуповском дворце, Монплезире (Петергоф) и в Китайском дворце Ораниенбаума восстанавливал росписи.