Пером, и кистью, и карандашом…
«Неужели кто-то вспомнил, что мы были…»
В рамках цикла Российского фонда культуры о художниках XX века говорим о Ксении Александровне Клементьевой (1896 – 1984), ленинградском живописце, графике.
«Женский портрет» 1926 года – эта ранняя карандашная работа Ксении Клементьевой представлена в экспозиции Шпалерного зала в Российском фонде культуры. Эта картина была одной из 25 работ, которые собирал искусствовед Василий Алексеевич Пушкарёв. Его проект «Музей современного искусства» вобрал в себя талантливые и необычные картины. Пушкарёв искал и находил редкие полотна тех художников, кто не стал известен широкой публике, хотя и был этого достоин. Одна из них – Ксения Александровна Клементьева.
Родом из Саратова, она прожила долгую жизнь, окончила художественную школу М.Д. Бернштейна и Л.В. Шервуда в Петербурге. Занималась в Саратовских художественных мастерских.
В начале 20-х годов вместе с мужем-строителем Александром Александровичем Клементьевым уехала в Баку, а затем в Тифлис, где работала над «Окнами РОСТА» – яркими агитационными плакатами. Там же подружилась с поэтом Велимиром Хлебниковым, который ввёл её в круг футуристов.
30-е годы сыграли в её жизни особую роль – именно тогда она много путешествовала по стране: от Карелии, до Таджикистана и Северной Осетии. В это время Ксения Александровна открыла для себя литографию, ставшей излюбленной графической техникой художницы. В литографии Клементьева работала всю жизнь, рядом с такими мастерами, как К.И. Рудаков, Г.С. Верейский, Н.А. Тырса, А.Н. Самохвалов, Ю.А. Васнецов, Е.И. Чарушин, А.С. Ведерников, Б.Н. Ермолаев, А.Л. Каплан.
«…Это был наш «золотой век», – писала Ксения Александровна, вспоминая атмосферу творческого подъёма и дружелюбия, царившую в литографской мастерской.
С середины 30-х годов Клементьева связала свою творческую судьбу с книжной графикой. Её иллюстрации к произведениям. Пушкин, Толстой, Тургенев, Чуковский – иллюстрации к произведениям наших бессмертных авторов известны не одному поколению читателей, автор которых – Ксения Клементьева.
Всё началось благодаря Александру Сергеевичу Пушкину – к 100-летию со дня смерти великого русского поэта Детгиз выпустил иллюстрации Клементьевой к поэме «Цыганы», которые полюбились читателям и стали популярны. С тех пор издательство буквально забрасывало художницу предложениями. И каждая её новая работа вызывала повышенный интерес. В творческих кругах даже гуляла шутка: «Детгиз её полюбил».
(Из воспоминаний А.Д. Чегодаева) «Проиллюстрированный Клементьевой казахский эпос «Сказание о Козы-Корпече и Баян-Слу» вызвала в Детгизе очень большое возбуждение. Мне приятно написать, что такое паломничество и восхищение... я вижу во второй или третий раз, за всё время работы. Маршак, которому я показывал литографии, пришёл в полный восторг...»
Во время Великой Отечественной войны Ксения Александровна была в эвакуации в Сталинграде, а потом на Урале, где родилась идея, о деревьях, изуродованных войной и взывающих к людям, как память о трагических страницах в нашей истории и стала одним из ярких событий в художественной жизни Ленинграда. Яркий образ был воплощён в известной серии «Помни».
Всю жизнь Ксения Александровна продолжала работать в технике монотипии. Зная, что «спасение только в работе», Ксения Александровна привезла станок домой, когда ходить в литографскую мастерскую в силу возраста стало уже очень трудно.
(Из воспоминаний художницы Н.П. Нератовой) «Ваша комната, где печатный станок стоял рядом с кроватью, всегда в моей памяти будет как образ живой души художника-подвижника...», – записала художница Н.П. Нератова в книге отзывов на выставке Клементьевой в 1982 году.
Эта выставка стала единственной при жизни Ксении Александровны Клементьевой. Она скончалась в 1984 году, не дожив двух лет до своего 90-летнего юбилея.
Работы Ксении Клементьевой демонстрировались более чем на 180 выставках. И сегодня их можно увидеть в Государственном музее имени А.С. Пушкина, Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева, Государственном Русском музее, Музее Алтайского края, а также в Ханты-Мансийском и Костромском художественных музеях, куда их передал на постоянное хранение Российский фонд культуры.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники.