То, что три моих повести «Гагара», «Про Дуньку, которую знали все» и «Смотри страху в глаза» стали лауреатами конкурса, говорит о том, что условия оценки произведений честные, не предвзятые и весьма объективные. Ведь членам компетентного жюри не известны фамилии авторов. Рукописи обозначаются цифрами. - Проверяете ли вы ваши произведения на детях, прежде чем отправить рукопись в издательство? Да! Сначала даю почитать черновой вариант произведения знакомым учителям, библиотекарям, потом прошу их предложить рукопись для прочтения читающим школьникам в тех классах, для возраста которых книга предназначена. Иногда проводим в классах коллективное обсуждение чернового варианта повести или рассказа. Случалось, что на такие обсуждения приглашались и родители. Мне это очень помогает. Что касается технических вопросов, в которых, признаюсь, я не очень компетентна, то тут консультации мне дают муж и взрослый сын. «Главная задача пишущего для детей человека – воспитывать душу читающего ребёнка», — уверена Надежда Васильева - Как можно в наше время заставить молодёжь читать? Я пишу произведения для школьников разного возраста. И после выхода книги провожу большое количество творческих встреч с ребятами. Рассказываю о героях того или иного рассказа, о реальных прототипах персонажей, зачитываю наиболее интересные фрагменты из книги, вовлекая школьников в обсуждение поступков героев, а на их настойчивые вопросы: «А что будет дальше?!» – с улыбкой отвечаю: «Прочтёте рассказ – узнаете!». После презентаций школьники с удовольствием покупают новые книги с автографом автора. Книга, купленная ребёнком, непременно будет прочитана. И чтение может войти в добрую привычку. Этим со мною делились многие ребята. Проблема отсутствия интереса к чтению у детей сегодня в обществе встаёт очень остро! Мощный посыл в этом направлении сделал Сергей Владимирович Михалков, сказав: «Сегодня – дети, завтра – народ!». Что, по праву, стало девизом литературного конкурса. Этой фразой он разбудил дремотное сознание общественности, привлёк внимание к наболевшему за последние десятилетия вопросу. - Как вы относитесь к критике? Позвольте мне высказаться образно. В стогу даже сухой соломы можно найти живое и здоровое зерно. Только нужно задаться целью отыскать это зерно. В конструктивной критике великая сила, целью которой является желание помочь. Однако в обществе, где господствуют рыночные отношения, с критикой возникают большие проблемы. Ни для кого не секрет, что заказная критика не может быть объективной. Как в той поговорке: «Кто платит, тот и музыку заказывает». В этом важном литературном направлении должны активно и ответственно работать соответствующие государственные учреждения, заинтересованные в поиске талантливых литераторов, в их поддержке и обучении. - Что вдохновляет вас? Те жизненные ситуации, при которых происходит трансформация души человека. Когда под воздействием каких-то экстремальных событий меняются его взгляды. Психологизм – путь моих творческих исследований. - Какую литературу вы предпочитаете? Обожаю исторические романы! Если же говорить о современной художественной литературе, то предпочтение отдаю произведениям, основанным на реальных событиях и обязательно с философским подтекстом, с психологическими поворотами, с яркими образами. Произведения, написанные живым и лёгким языком. Когда лёгкость – сестра таланта. - Как вы относитесь к современной литературе? Есть много хороших произведений, авторы которых прочно стоят на платформе традиционного подхода к целям и задачам художественной литературы. Творческие открытия таких авторов восхищают! Огорчает стремление некоторых писателей, особенно молодых, к «развлекаловке», «забалтыванию», «чернухе», глупому «оригинальниченью». И уж тем более к использованию художественной литературы в коммерческих целях. Слово должно быть пропущено сквозь душу и до краёв наполнено энергией автора. Только такому слову читатель верит, и оно глубоко проникает в душу. Из художественной литературы не должна уходить реальная жизнь. Одна из лучших российских специалистов по детскому чтению Ирина Ивановна Тихомирова в своей книге «Художественная литература и дети» пишет: «Возвышающая цель художественной литературы достигается через сопереживание читателя, через эмоциональное приобщение к духовному опыту человечества». Её книга достойна стать настольной книгой для каждого пишущего для детей писателя. Я благодарна судьбе за то, что мой рассказ «Полынья» вошёл в её методическое пособие «Добру откроем сердце». Рассказ был написан около тридцати лет назад, когда я, работая в школе, только начинала писать. В ту пору один из известных писателей, в довольно солидном возрасте, лукаво глядя на меня, спросил: «Ты плачешь, когда пишешь какой-нибудь рассказ с эпизодами трагизма?» Вспомнив, как создавался рассказ «Полынья», основанный на только что произошедших реальных событиях, я растерянно кивнула. Ответом была высокомерная усмешка: «Запомни – писатель не должен плакать! Плакать должен читатель!» Этот человек давно ушёл из жизни, а я до сих пор мысленно всё продолжаю спорить в ним. Если душа писателя не трепещет при описании трагического события, у читателя этот эпизод никогда не вызовет сострадания и в глазах не заблестят очищающие душу слёзы. Главная задача пишущего для детей человека – воспитывать душу читающего ребёнка, обогащать его внутренний мир жизненными знаниями. А самые прочные знания мы получаем через сильное сопереживание. Фото: личный архив Н.Б. Васильевой, Российский фонд культуры.

#
Скачайте наше приложение