«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо…», – так писала родная бабушка об Александре Пушкине. Из маленького Саши вырос великий писатель, жемчужина русской и мировой литературы. За свою яркую, но короткую жизнь Александр Сергеевич Пушкин написал 1 роман в стихах, 12 поэм, 7 сказок, 15 прозаических произведений, 8 драматических произведений, 783 стихотворения. И сегодня, в день 225-летия Александра Сергеевича, предлагаем вам достать из архива Российского фонда культуры ценные экспонаты, связанные с именем поэта. Неизвестное письмо В самом начале своей деятельности тогда ещё Советский фонд культуры получил в коллекцию автограф Пушкина. Письмо написано на французском языке на бумаге с водяным знаком «А. Гончаров 1830». Внизу в левом углу пометка «Пушкин Александр, русский поэт», под датой «20 июля» не пушкинской рукой проставлен год – 1834. Появление этого документа произвело настоящий фурор, ведь больше века о его существовании не знали даже самые ярые пушкиноведы. Письмо всплыло на аукционе «Сотбис» в 1988 году. Кто был его владельцем – неизвестно. Не в правилах аукционного дома открывать имена своих клиентов. Письмо было приобретено для Советского фонда культуры, который впоследствии передал его в Институт русской литературы (Пушкинский дом), где сегодня хранятся все рукописи великого поэта. Содержание письма было следующим: «Господину Александру. Я только что получил письмо от камергера Загоскина (директора Московского театра). Он пишет мне, что был бы очень рад видеть Вас в Москве, но что он может предложить Вам только такие же условия, на которые Вы согласились в Петербурге. Это соперничество столиц. Я очень огорчён, что моё вмешательство не дало лучших результатов. Сердечно приветствую Вас. 20 июля, A. Пушкин» Пушкин адресовал его Александру Ваттемару, актёру-чревовещателю, коллекционеру, человеку чрезвычайно образованному. Письмо свидетельствует о попытке Пушкина организовать концерты Ваттемара в Москве.  Французский артист тогда приехал с гастролями в Петербург и очень хотел выступать перед московской публикой. Это был истинный лицедей. Он мог играть до десяти ролей одновременно, быстро меняя парики и костюмы за кулисами. Об уникальном искусстве артиста ходили легенды. Вот, что писал в своём дневнике 10 июня 1834 года известный цензор и литератор А.В. Никитенко: (Из дневника цензора и литератора А.В. Никитенко) «Не веришь своим глазам. Едва одно действующее лицо ступило со сцены за дверь – вы слышите ещё голос его, видите конец платья – а из другой двери выходит тот же Александр в образе другого лица. Он говорит за десятерых, действует за десятерых. В одно время бывает и здесь, и там. Необычайное искусство!» Состоялись ли эти гастроли или нет – неизвестно, но мы склонны верить, что они были организованы. Когда в 1864 году Александра Ваттемара не стало, его собрание было распродано в Париже. Видимо тогда письмо с автографом Пушкина и приобретено в частную коллекцию, где и хранилось больше 100 лет. Сабля сына А.С. Пушкина Ещё один экспонат, который попал в Россию благодаря Советскому фонду культуры – это сабля Александра Александровича Пушкина, старшего сына поэта. Её передала в 1991 году праправнучка Пушкина Вера Александровна Оверолл, проживавшая в Сан-Франциско. В акте сказано, что генконсул СССР в Сан-Франциско принял саблю в ножнах от гражданки США госпожи Оверолл, принадлежащую А.А. Пушкину, для передачи в распоряжении Советского фонда культуры.

#
Скачайте наше приложение