33 эпизода

1

Монолог об искусстве: «Фотография — это живопись»

Удивительной глубины монолог фотографа Владимира Клавихо-Телепнева об искусстве, в котором он рассказывает, почему он ушел из модного журнала, где проходит грань между искусством и порнографией, о работе с Ренатой Литвиновой, о ценностях, про которые мы постоянно забываем в погоне за сиюминутной красотой, о русском характере и пора бы вам уже начать смотреть!

00:45:43
2

Беспредметная живопись как поиск новой формы самовыражения

«Каждую халтуру делай как дипломную работу». Так звучит совет Андрея Руднева людям, решившим посвятить свою жизнь искусству. Андрей рассказывает о двух возможных путях развития для начинающих художников, об опыте и лайфхаках для создания выставки, а также о том, как все-таки не перестать быть художником.

00:08:01
3

Абстракция — удобное оправдание бездарности или философия в изобразительном искусстве?

Андрей Руднев объясняет, в чем же истинная суть абстракции, и что отличает ее от рисунка 4-х летнего ребенка. Почему в абстракции так важна суть, и в каком случае вам не стоит этим заниматься? Нажимайте на плэй и ищите ответы на эти вопросы.

00:08:44
4

Интервью с фотографом Ольгой Паволгой: свобода за мой счет

Сегодня у нас в гостях побывала Ольга Паволга — фотограф с багажом опыта в самых разных жанрах фотографии. «Моя основная цель - сделать красивую картинку». Поговорим о том, что такое файн-арт, фуд-фотография и фото для глянца. В программе: лайфхак для детского портретирования, что нужно знать о фотошопе, почему фотографы почти не работают с пленкой, и что делать, если Бондарчук отказывается сниматься в цвете?

00:19:40
5

Что такое русский символизм?

Как развивался русский символизм, и что связывает его с авангардом? Что авангардисты переняли от иконописи, и почему они так стремились уйти от эстетики символизма? В этой лекции искусствовед Мария Мороз рассказывает все об истории русского символизма,его характерных чертах, а также ключевых фигурах этого направления.

00:31:32
6

Переходное явление. Мистика в русском искусстве.

Вторая лекция от искусствоведа Марии Мороз, в которой вы узнаете, какие приемы иконописцев использовали русские символисты, как связаны между собой автопортреты Казимира Малевича и Поля Гогена, а также что такое лучизм, супрематизм, фовизм и прочие «измы».

00:38:23
7

Что такое русский авангард?

Почему некоторые авангардисты не принимали принципов символизма, и кто из художников пытался противостоять этому направлению? Как авангардисты пытались оживить опостылевший академический стиль, и что будет, если соединить Сезанна и иконопись на одной картине? Вместе с искусствоведом Марией Мороз продолжаем знакомиться с непонятными направлениями в искусстве. В этой лекции рассмотрим кубизм, футуризм и кубофутуризм на примере работ русских и зарубежных художников.

00:27:17
8

Владимир Боровиковский. Спаситель красоты.

«Как много в человеческой жизни значит случай». Первая лекция из цикла «Перекрестки судьбы», в которой мы познакомимся со счастливыми случайностями из жизни Владимира Боровиковского. О мистике портрета «русской Джоконды» — Марии Лопухиной, и об одном обстоятельстве, которое положило начало карьере художника, расскажет искусствовед Армен Апресян.

00:08:37
9

Иван Айвазовский. С ним говорили волны.

«Как много в человеческой жизни значит случай!». Мало кто знает, что всемирно известного мариниста Ивана Айвазовского могло и не случится в истории живописи, если бы не меценатство одной персоны. Этот человек разглядел талант в еще юном Айвазовском и помог художнику получить образование и сделать карьеру. О счастливых случайностях в жизни Ивана Айвазовского расскажет искусствовед Армен Апресян.

00:08:36
10

Абсолютный слух Алексея Саврасова

Помните, как в школе мы писали сочинения по картине Саврасова «Грачи прилетели»? Зарисовки грачей стали самой известной работой художника, его удачей и проклятьем. Благодаря меценатам Саврасов стремительно сделал свою карьеру, а однажды ему даже выпала возможность стать придворным художником. Почему же он не воспользовался счастливым билетом? О перекрестках судьбы и случайностях в жизни Алексея Саврасова расскажет искусствовед Армен Апресян.

00:13:20
11

Оргия красок Филиппа Малявина

«Как много в человеческой жизни значит случай!». Это история о счастливой случайности, благодаря которой простой крестьянский мальчик оказался в Петербурге и стал известным художником. О перекрестках судьбы Филиппа Малявина, а также о его путешествиях на Афон и в Париж, расскажет искусствовед Армен Апресян.

00:10:13
12

Василий Кандинский. Перевернувший мир

«Как много в жизни человека зависит от случая!». В этой лекции речь пойдет о картине Клода Моне, которая произвела неизгладимое впечатление на Василия Кандинского. Об удивительных, а порой даже анекдотических случайностях в жизни русского абстракциониста расскажет Армен Апресян.

00:10:33
13

Роберт Фальк в кругу художников «Бубнового валета»

Первая лекция о творчестве Роберта Фалька, в которой поговорим о периоде «Бубнового валета» в жизни русского художника. Лидер по количеству автопортретов и радикальный экспериментатор, он взаимодействовал со множеством русских и зарубежных художников. О становлении Роберта Фалька в объединении «Бубновый валет», а также его влиянии на современников, расскажет Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.

00:31:15
14

Наталия Гончарова. Самая знаменитая из передовых

«Как много в человеческой жизни значит случай!». Лекция о самой дорогой художнице в истории, которая могла стать медиком, после историком, и только потом добралась до живописи. Трендсеттер обеих культурных столиц и выдающаяся художница — Наталья Гончарова. Поговорим о том, как одна случайная встреча навсегда изменила жизнь девушки из приличной семьи… К лучшему? Об этом узнаете после просмотра лекции!

00:11:29
15

Винсент Ван Гог. На пороге вечности

Первое, что ассоциируется с именем Ван Гога — его отрезанное ухо, которое стало почти что культурным феноменом. За множеством мифов о безумном художнике зачастую теряют главное — искусство. Откуда же взялись эти мифы? И как художник, забытый всеми при жизни, стал всемирным достоянием? О случайностях в жизни Винсента Ван Гога расскажет искусствовед Армен Апресян.

00:13:39
16

Живопись Фалька и границы жанров

«Сезанн разомкнул форму» — сказал Фальк о французском живописце, который оказал на него большое влияние. Какие приемы Роберт перенял от Поля Сезанна? Почему художник отдавал предпочтение прозрачным формам и изображению бутылок? Почему «Красная мебель» Фалька считается одной из самых смелых его работ? На все эти вопросы ответит Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.

00:19:55
17

Соцреализм

Что означало создание Союза художников для современников? Никаких частных мастерских и выставок. Мария Мороз – искусствовед и специалист по русскому искусству расскажет об основных идеях соцреализма при И. Сталине, о ключевых фигурах Союза художников, а также о том, что же оставалось художникам, оказавшимся за пределами Союза.

00:17:28
18

Человек в расширенном пространстве: портреты Поля Сезанна и Роберта Фалька

Амбиция по отношению к Сезанну прослеживается во многих работах Фалька. Идея перейти от Сезанна к Рембрандту любому художнику XX века казалась бредом, а для Роберта Фалька стала самой настоящей задачей. О конкуренции живописных возможностей и переигрывании чужих мотивов расскажет Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.

00:18:39
19

От единства к многообразию. Выход из соцреализма

Вторая лекция об «официальном и неофициальном искусстве» в эпоху оттепели и период застоя. Искусствовед Мария Мороз расскажет, что из себя представляет «суровый стиль» и каких художников можно отнести к этому направлению. Поговорим об иконах и характерных чертах «сурового стиля», а также о ключевых событиях, повлиявших на дальнейшее развитие живописи.

00:20:44
20

Роберт Фальк и Парижская школа в период между двумя Мировыми войнами

«В Париже можно достичь успеха, если работать долго, а у меня столько времени, скорее всего, не будет». Фальк оказался прав, вскоре ему пришлось бежать из Франции. Об интересах Фалька, живописных экспериментах и о причинах, по которым он не смог найти себя в парижской школе 20-30-х годов расскажет Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.

00:27:08
21

Фрида Кало. История болезни

Фрида Кало стала настоящим символом Мексики, а ее популярность переросла в явление «фридомании». Жизнь, полная тяжелых событий и страстей нередко затмевает художественное наследие Фриды. В ходе этой лекции попробуем разобраться, какова же роль непростой судьбы Фриды в известности ее картин? Как появились многочисленные мифы о Кало, и почему из просто художницы она стала явлением поп-культуры? На все эти вопросы ответит искусствовед Армен Апресян.

00:11:54
22

Окно в мир. Западные выставки и их влияние

Первые западные выставки в Москве произвели огромное впечатление на советскую молодежь. Среди тоталитарного режима неожиданно появились свободные художники, что положило начало андеграундному искусству. В этой лекции поговорим о том, как в одном бараке сформировалась Лианозовская группа художников — оппозиция «официальному» советскому искусству.

00:16:52
23

Поздний Фальк и классическая традиция

«Живопись — это преодоление дистанции между живыми и мертвыми». Лекция о самом «пластичном» периоде в творчестве Роберта Фалька. Поговорим об отношении Фалька к классической традиции, о телесности в его работах, а также о том, как из неопримитивизма получилось классическое искусство.

00:16:55
24

Сальвадор Дали. Несколько магических секретов

Лекция о том, как создавались мифы и легенды об одном из самых известных художников XX века. «Я всегда говорил, что я очень плохой художник» — что имел ввиду Дали, говоря такие слова? Кто он на самом деле? Гениальный художник? Сумасшедший? Мастер самопиара? Вместе с Арменом Апресяном поговорим о поворотных точках в жизни известнейшего сюрреалиста, о встрече с Галой и, конечно же, об удивительных работах Сальвадора Дали.

00:24:56
25

Сюрреализм в советском искусстве

Журнал «Знание-сила» становится проводником для сюрреализма. Что заимствуют советские художники у западных сюрреалистов? Какие приемы и термины они используют в своих работах? Вместе с искусствоведом Марией Мороз поговорим о ключевых художниках в кругу журнала «Знание — сила», а также рассмотрим самые известные работы той эпохи.

00:16:53
26

Дэмиен Херст. Хроники маринованной акулы

Художник, который умеет превращать любые предметы в деньги. Скандалы вокруг его персоны не стихают, ровно, как и постоянно растущая слава. В этой лекции поговорим о том, кто был доброй феей Дэмиена Херста, какая выставка стала началом его звездной карьеры и что из себя представляют его работы — искусство или самый настоящий обман? На эти вопросы ответит искусствовед Армен Апресян.

00:21:25
27

Легенда о Фальке и культ «живописности» в советском искусстве 1950-1960-х годов. Ученики, последователи и оппоненты

Заключительная лекция об искусстве русского художника Роберта Фалька, в которой узнаем, что это за легенда о трех «ф», поговорим о влиянии Фалька на современников, ну и, конечно, рассмотрим работы различных художников 1960-х годов, которые предлагали свои трактовки живописного пространства Роберта Фалька.

00:16:58
28

Разработка абстракции в советском пространстве

Лекция о двух художественных объединениях, одно из которых было принято советской властью, а другое раскритиковано в пух и прах. Как завоевали свой авторитет художники «Движения»? За что досталось художникам «Новой реальности» на выставке в Манеже и какие идеи проповедовала каждая группировка? На эти вопросы ответит Мария Мороз — искусствовед и специалист по русскому искусству.

00:15:12
29

Концептуализм и соц-арт

В этой лекции поговорим о «Бульдозерной выставке» и о том, как отреагировала на эту выходку советская власть. Что из себя представляет группа «Гнездо» и с какими средствами работали художники-концептуалисты и приверженцы соц-арта. Об «официальном и неофициальном» искусстве 70-х годов расскажет Мария Мороз — искусствовед и специалист по русскому искусству.

00:21:43
30

Гиперреализм и официальное искусство

В этой лекции поговорим об отношении гиперреализма к официальному искусству. Узнаем, как возникло это направление, чем оно отличалось от американского гиперреализма, какими приемами пользовались художники, работающие в этом стиле. Ну и, конечно, будем смотреть на произведения гиперреализма в советском искусстве.

00:17:53
31

Ретроспективные тенденции художников 1970-1980х годов

Заключительная лекция цикла «Официальное и неофициальное искусство», в которой мы расскажем, как складывалась жизнь советских живописцев в 70-80-е годы, какие события ознаменовал аукцион «Сотбис», и кто же все-таки одержал победу — «официальные» или «неофициальные» художники? Жмите на плэй, чтобы узнать!

00:13:15
32

«Жизнь по Баксту»: пир во время чумы

Искусствовед Мария Мороз расскажет вам об уникальной личности Леона Бакста, благодаря которому накануне Первой мировой войны появилось выражение «Жизнь по Баксту». Модельер и декоратор, он ввел моду на временные татуировки среди светских дам, читал лекцию для Vogue о мужском костюме, обожал моду и согласился быть декоратором на маскараде Елизаветы Шуваловой только с одним очень необычным условием. Смотрите лекцию, чтобы разобраться, о чем же идет речь.

00:05:20
33

История картины «Купание красного коня»

Традиционно картину «Купание красного коня» воспринимают как символ революции, а так ли это на самом деле? Почему же она является своего рода манифестом? Мария Мороз расскажет о традициях, отразившихся в этой картине, опишет историю создания этой работы и её непростой судьбе.

00:06:32

Авторы

Владимир    Клавихо-Телепнев

Владимир Клавихо-Телепнев

Фотограф

Художник, который занимается фотографией, член Международной ассоциации художников-графиков, член Союза фотохудожников России. Начинал свой путь с репортажной фотографии, более десяти лет делал фоторепортажи о России для французских, итальянских и испанских изданий. Один из самых ярких и самобытных fashion-фотографов России. Принимал активное участие в выставках живописи и графики московских художников. Признан «классиком российской художественной фотографии». Работает в технике эгломизе. Окончил Московскую полиграфическую академию по специальности художник-график. Владимир Клавихо-Телепнев убежден: «Фотография — это язык. Очень сложный, которым ты можешь говорить больше, чем словом. И он многоплановый. Ты одновременно говоришь о многих вещах…Просто фотографировать — это чепуха».

Андрей  Владимирович  Руднев

Андрей Владимирович Руднев

Художник-оформитель, художественный иллюстратор, педагог, портретист, живописец, график

Художник-оформитель, иллюстратор, педагог, портретист, живописец, график, руководитель детской творческой «Арт-студии». Окончил факультет изобразительного искусства Кировского педагогического колледжа и художественно-графический факультет Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Работает в тандеме с братом – близнецом Михаилом. Вместе специализируются на росписи стен любых форматов, монументальной и панорамной живописи, промышленном дизайне, иллюстрировании литературных произведений, масляной живописи и графике, изготовлении 3D-изображений и трехмерных инсталляций, аэрографии, флуоресцентной и акриловой живописи. Компанией "Братья Рудневы" оформлено более 300 объектов: MAZDA, Coca-Cola, Газпром, ЦПКиО им., Горького, Экспоцентр, Крокус Сити Холл, ГУМ и др. Их работы находятся в Праге, Лондоне, Вероне и других городах мира. По словам художника, «смысл изобразительного искусства — рассказать какую-либо историю».

Ольга     Паволга

Ольга Паволга

Фотограф-портретист в жанре fine-art, преподаватель, автор образовательных фото мастер-классов, лекций, воркшопов, член Союза фотохудожников России. Окончила Московский Государственный Педагогический Университет, факультет психологии. Участник персональных и совместных фотовыставок в Москве, Санкт-Петербурге, Франкфурте (Германия) и Монтре (Швейцария). Финалист конкурса "Best Photographer" 2011, 2012 гг. Сотрудничает с Esqire, ELLE, Cosmopolitan, National Geographic и др. журналами, с интернет-порталом OpenSpace, Leica Russia, телеканалом "Домашний", издательствами Livebook, АСТ, ЭКСМО, Рипол-Классик, редакцией Елены Шубиной. «Мне кажется, — отмечает Ольга Паволга, — со стилем очень редко происходит так, что в какой-то момент человек садится и сам себе говорит: «Пожалуй, у меня будет вот такой-то стиль». Я уверена: то, что фотограф делает, – это аккумуляция того, что он видел, слышал, знает…Происходит внутренний отбор, и самое ценное, прекрасное откладывается в ящик с драгоценностями. И потом ты переплавляешь эти сокровища в нечто свое».

Мария  Романовна  Мороз

Мария Романовна Мороз

Историк исскуств, автор статей по русскому искусству

Историк искусств, автор статей и лекций по русскому искусству. Работала редактором в Третьяковской галерее, специалистом выставочных проектов в Музее русского импрессионизма. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и факультет истории искусств Российского государственного гуманитарного университета по специальности «Искусствоведение». «В своих лекциях, — отмечает Мария Мороз, — я хочу раскрыть связи между разными явлениями, объяснить, как формируется индивидуальный стиль художника. Ведь мастера не живут в отрыве от истории, а художественные направления не формируются без перемен в социуме. Знакомясь с картинами, мы словно открываем двери в прошлые эпохи, узнаём о культуре повседневности и постигаем психологию человека».

Армен   Рубенович  Апресян

Армен Рубенович Апресян

Кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Окончил философский факультет МГУ в 1998 году, после обучения в аспирантуре факультета защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эстетика московского концептуализма».

Армен Апресян работал в частных художественных галереях (1993-2007), пройдя путь от консультанта до заместителя директора. С 2004 года активно занимается журналистикой, автор многочисленных публикаций в печатных и электронных СМИ. Является преподавателем Школы дизайна РАНХиГС и постоянным лектором Государственного исторического музея. Автор циклов популярных лекций по истории искусства.

Круг научных интересов – история и теория искусства, проблематика художественного языка и его интерпретаций, факторы, определяющие восприятие личности художника. В частности, Армен Апресян занимается исследованием феномена арт-рынка и его влияния на формирование эстетических предпочтений самой широкой публики.

Кирилл   Александрович  Светляков

Кирилл Александрович Светляков

Куратор, преподаватель, кандидат искусствоведения

Куратор, преподаватель, кандидат искусствоведения. С 2010 года — заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, с ноября 2016 года — главный специалист по современному искусству отдела руководства Государственной Третьяковской галереи. В 1998 году окончил отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Позднее учился в Берлинском университете Гумбольдта, в 2000 году — стипендиат DAAD. В 2002 году защитил диссертацию на тему «Проблемы „реализации“ Поля Сезанна и традиция группы „Бубновый валет“ в советском искусстве 1920–1960-х годов». В 2011 году получил премию Сергея Курехина в номинации «Проект года» за выставку «Заложники пустоты» в рамках IV Московской биеннале современного искусства. В 2014 году был куратором выставки «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее». Последние годы занимается выставочными проектами, посвященными советскому прошлому и его осмыслению:«Оттепель. 1953–1968» (2016) и «Ненавсегда. Искусство эпохи застоя» (2020).

:
:
#
Скачайте наше приложение