Подкасты об искусстве
-
Слушать
-
Слушать позже
-
Слушать
-
Слушать позже
33 эпизода
Монолог об искусстве: «Фотография — это живопись»
Удивительной глубины монолог фотографа Владимира Клавихо-Телепнева об искусстве, в котором он рассказывает, почему он ушел из модного журнала, где проходит грань между искусством и порнографией, о работе с Ренатой Литвиновой, о ценностях, про которые мы постоянно забываем в погоне за сиюминутной красотой, о русском характере и пора бы вам уже начать смотреть!
Беспредметная живопись как поиск новой формы самовыражения
«Каждую халтуру делай как дипломную работу». Так звучит совет Андрея Руднева людям, решившим посвятить свою жизнь искусству. Андрей рассказывает о двух возможных путях развития для начинающих художников, об опыте и лайфхаках для создания выставки, а также о том, как все-таки не перестать быть художником.
Абстракция — удобное оправдание бездарности или философия в изобразительном искусстве?
Андрей Руднев объясняет, в чем же истинная суть абстракции, и что отличает ее от рисунка 4-х летнего ребенка. Почему в абстракции так важна суть, и в каком случае вам не стоит этим заниматься? Нажимайте на плэй и ищите ответы на эти вопросы.
Интервью с фотографом Ольгой Паволгой: свобода за мой счет
Сегодня у нас в гостях побывала Ольга Паволга — фотограф с багажом опыта в самых разных жанрах фотографии. «Моя основная цель - сделать красивую картинку». Поговорим о том, что такое файн-арт, фуд-фотография и фото для глянца. В программе: лайфхак для детского портретирования, что нужно знать о фотошопе, почему фотографы почти не работают с пленкой, и что делать, если Бондарчук отказывается сниматься в цвете?
Что такое русский символизм?
Как развивался русский символизм, и что связывает его с авангардом? Что авангардисты переняли от иконописи, и почему они так стремились уйти от эстетики символизма? В этой лекции искусствовед Мария Мороз рассказывает все об истории русского символизма,его характерных чертах, а также ключевых фигурах этого направления.
Переходное явление. Мистика в русском искусстве.
Вторая лекция от искусствоведа Марии Мороз, в которой вы узнаете, какие приемы иконописцев использовали русские символисты, как связаны между собой автопортреты Казимира Малевича и Поля Гогена, а также что такое лучизм, супрематизм, фовизм и прочие «измы».
Что такое русский авангард?
Почему некоторые авангардисты не принимали принципов символизма, и кто из художников пытался противостоять этому направлению? Как авангардисты пытались оживить опостылевший академический стиль, и что будет, если соединить Сезанна и иконопись на одной картине? Вместе с искусствоведом Марией Мороз продолжаем знакомиться с непонятными направлениями в искусстве. В этой лекции рассмотрим кубизм, футуризм и кубофутуризм на примере работ русских и зарубежных художников.
Владимир Боровиковский. Спаситель красоты.
«Как много в человеческой жизни значит случай». Первая лекция из цикла «Перекрестки судьбы», в которой мы познакомимся со счастливыми случайностями из жизни Владимира Боровиковского. О мистике портрета «русской Джоконды» — Марии Лопухиной, и об одном обстоятельстве, которое положило начало карьере художника, расскажет искусствовед Армен Апресян.
Иван Айвазовский. С ним говорили волны.
«Как много в человеческой жизни значит случай!». Мало кто знает, что всемирно известного мариниста Ивана Айвазовского могло и не случится в истории живописи, если бы не меценатство одной персоны. Этот человек разглядел талант в еще юном Айвазовском и помог художнику получить образование и сделать карьеру. О счастливых случайностях в жизни Ивана Айвазовского расскажет искусствовед Армен Апресян.
Абсолютный слух Алексея Саврасова
Помните, как в школе мы писали сочинения по картине Саврасова «Грачи прилетели»? Зарисовки грачей стали самой известной работой художника, его удачей и проклятьем. Благодаря меценатам Саврасов стремительно сделал свою карьеру, а однажды ему даже выпала возможность стать придворным художником. Почему же он не воспользовался счастливым билетом? О перекрестках судьбы и случайностях в жизни Алексея Саврасова расскажет искусствовед Армен Апресян.
Оргия красок Филиппа Малявина
«Как много в человеческой жизни значит случай!». Это история о счастливой случайности, благодаря которой простой крестьянский мальчик оказался в Петербурге и стал известным художником. О перекрестках судьбы Филиппа Малявина, а также о его путешествиях на Афон и в Париж, расскажет искусствовед Армен Апресян.
Василий Кандинский. Перевернувший мир
«Как много в жизни человека зависит от случая!». В этой лекции речь пойдет о картине Клода Моне, которая произвела неизгладимое впечатление на Василия Кандинского. Об удивительных, а порой даже анекдотических случайностях в жизни русского абстракциониста расскажет Армен Апресян.
Роберт Фальк в кругу художников «Бубнового валета»
Первая лекция о творчестве Роберта Фалька, в которой поговорим о периоде «Бубнового валета» в жизни русского художника. Лидер по количеству автопортретов и радикальный экспериментатор, он взаимодействовал со множеством русских и зарубежных художников. О становлении Роберта Фалька в объединении «Бубновый валет», а также его влиянии на современников, расскажет Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.
Наталия Гончарова. Самая знаменитая из передовых
«Как много в человеческой жизни значит случай!». Лекция о самой дорогой художнице в истории, которая могла стать медиком, после историком, и только потом добралась до живописи. Трендсеттер обеих культурных столиц и выдающаяся художница — Наталья Гончарова. Поговорим о том, как одна случайная встреча навсегда изменила жизнь девушки из приличной семьи… К лучшему? Об этом узнаете после просмотра лекции!
Винсент Ван Гог. На пороге вечности
Первое, что ассоциируется с именем Ван Гога — его отрезанное ухо, которое стало почти что культурным феноменом. За множеством мифов о безумном художнике зачастую теряют главное — искусство. Откуда же взялись эти мифы? И как художник, забытый всеми при жизни, стал всемирным достоянием? О случайностях в жизни Винсента Ван Гога расскажет искусствовед Армен Апресян.
Живопись Фалька и границы жанров
«Сезанн разомкнул форму» — сказал Фальк о французском живописце, который оказал на него большое влияние. Какие приемы Роберт перенял от Поля Сезанна? Почему художник отдавал предпочтение прозрачным формам и изображению бутылок? Почему «Красная мебель» Фалька считается одной из самых смелых его работ? На все эти вопросы ответит Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.
Соцреализм
Что означало создание Союза художников для современников? Никаких частных мастерских и выставок. Мария Мороз – искусствовед и специалист по русскому искусству расскажет об основных идеях соцреализма при И. Сталине, о ключевых фигурах Союза художников, а также о том, что же оставалось художникам, оказавшимся за пределами Союза.
Человек в расширенном пространстве: портреты Поля Сезанна и Роберта Фалька
Амбиция по отношению к Сезанну прослеживается во многих работах Фалька. Идея перейти от Сезанна к Рембрандту любому художнику XX века казалась бредом, а для Роберта Фалька стала самой настоящей задачей. О конкуренции живописных возможностей и переигрывании чужих мотивов расскажет Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.
От единства к многообразию. Выход из соцреализма
Вторая лекция об «официальном и неофициальном искусстве» в эпоху оттепели и период застоя. Искусствовед Мария Мороз расскажет, что из себя представляет «суровый стиль» и каких художников можно отнести к этому направлению. Поговорим об иконах и характерных чертах «сурового стиля», а также о ключевых событиях, повлиявших на дальнейшее развитие живописи.
Роберт Фальк и Парижская школа в период между двумя Мировыми войнами
«В Париже можно достичь успеха, если работать долго, а у меня столько времени, скорее всего, не будет». Фальк оказался прав, вскоре ему пришлось бежать из Франции. Об интересах Фалька, живописных экспериментах и о причинах, по которым он не смог найти себя в парижской школе 20-30-х годов расскажет Кирилл Светляков — искусствовед и куратор Третьяковской галереи.
Фрида Кало. История болезни
Фрида Кало стала настоящим символом Мексики, а ее популярность переросла в явление «фридомании». Жизнь, полная тяжелых событий и страстей нередко затмевает художественное наследие Фриды. В ходе этой лекции попробуем разобраться, какова же роль непростой судьбы Фриды в известности ее картин? Как появились многочисленные мифы о Кало, и почему из просто художницы она стала явлением поп-культуры? На все эти вопросы ответит искусствовед Армен Апресян.
Окно в мир. Западные выставки и их влияние
Первые западные выставки в Москве произвели огромное впечатление на советскую молодежь. Среди тоталитарного режима неожиданно появились свободные художники, что положило начало андеграундному искусству. В этой лекции поговорим о том, как в одном бараке сформировалась Лианозовская группа художников — оппозиция «официальному» советскому искусству.
Поздний Фальк и классическая традиция
«Живопись — это преодоление дистанции между живыми и мертвыми». Лекция о самом «пластичном» периоде в творчестве Роберта Фалька. Поговорим об отношении Фалька к классической традиции, о телесности в его работах, а также о том, как из неопримитивизма получилось классическое искусство.
Сальвадор Дали. Несколько магических секретов
Лекция о том, как создавались мифы и легенды об одном из самых известных художников XX века. «Я всегда говорил, что я очень плохой художник» — что имел ввиду Дали, говоря такие слова? Кто он на самом деле? Гениальный художник? Сумасшедший? Мастер самопиара? Вместе с Арменом Апресяном поговорим о поворотных точках в жизни известнейшего сюрреалиста, о встрече с Галой и, конечно же, об удивительных работах Сальвадора Дали.
Сюрреализм в советском искусстве
Журнал «Знание-сила» становится проводником для сюрреализма. Что заимствуют советские художники у западных сюрреалистов? Какие приемы и термины они используют в своих работах? Вместе с искусствоведом Марией Мороз поговорим о ключевых художниках в кругу журнала «Знание — сила», а также рассмотрим самые известные работы той эпохи.
Дэмиен Херст. Хроники маринованной акулы
Художник, который умеет превращать любые предметы в деньги. Скандалы вокруг его персоны не стихают, ровно, как и постоянно растущая слава. В этой лекции поговорим о том, кто был доброй феей Дэмиена Херста, какая выставка стала началом его звездной карьеры и что из себя представляют его работы — искусство или самый настоящий обман? На эти вопросы ответит искусствовед Армен Апресян.
Легенда о Фальке и культ «живописности» в советском искусстве 1950-1960-х годов. Ученики, последователи и оппоненты
Заключительная лекция об искусстве русского художника Роберта Фалька, в которой узнаем, что это за легенда о трех «ф», поговорим о влиянии Фалька на современников, ну и, конечно, рассмотрим работы различных художников 1960-х годов, которые предлагали свои трактовки живописного пространства Роберта Фалька.
Разработка абстракции в советском пространстве
Лекция о двух художественных объединениях, одно из которых было принято советской властью, а другое раскритиковано в пух и прах. Как завоевали свой авторитет художники «Движения»? За что досталось художникам «Новой реальности» на выставке в Манеже и какие идеи проповедовала каждая группировка? На эти вопросы ответит Мария Мороз — искусствовед и специалист по русскому искусству.
Концептуализм и соц-арт
В этой лекции поговорим о «Бульдозерной выставке» и о том, как отреагировала на эту выходку советская власть. Что из себя представляет группа «Гнездо» и с какими средствами работали художники-концептуалисты и приверженцы соц-арта. Об «официальном и неофициальном» искусстве 70-х годов расскажет Мария Мороз — искусствовед и специалист по русскому искусству.
Гиперреализм и официальное искусство
В этой лекции поговорим об отношении гиперреализма к официальному искусству. Узнаем, как возникло это направление, чем оно отличалось от американского гиперреализма, какими приемами пользовались художники, работающие в этом стиле. Ну и, конечно, будем смотреть на произведения гиперреализма в советском искусстве.
Ретроспективные тенденции художников 1970-1980х годов
Заключительная лекция цикла «Официальное и неофициальное искусство», в которой мы расскажем, как складывалась жизнь советских живописцев в 70-80-е годы, какие события ознаменовал аукцион «Сотбис», и кто же все-таки одержал победу — «официальные» или «неофициальные» художники? Жмите на плэй, чтобы узнать!
«Жизнь по Баксту»: пир во время чумы
Искусствовед Мария Мороз расскажет вам об уникальной личности Леона Бакста, благодаря которому накануне Первой мировой войны появилось выражение «Жизнь по Баксту». Модельер и декоратор, он ввел моду на временные татуировки среди светских дам, читал лекцию для Vogue о мужском костюме, обожал моду и согласился быть декоратором на маскараде Елизаветы Шуваловой только с одним очень необычным условием. Смотрите лекцию, чтобы разобраться, о чем же идет речь.
История картины «Купание красного коня»
Традиционно картину «Купание красного коня» воспринимают как символ революции, а так ли это на самом деле? Почему же она является своего рода манифестом? Мария Мороз расскажет о традициях, отразившихся в этой картине, опишет историю создания этой работы и её непростой судьбе.