Так его называли современники. Ведь он не получил классического художественного образования. Впрочем, это не помешало таланту Александру Бенуа стать великим художником и величайшей фигурой в мире искусства.

Четыре месяца – столько художник, критик, историк искусств Александр Николаевич Бенуа проучился в Академии художеств. Обучение там казалась ему «потерянным временем». Он считал, что художником можно стать лишь непрерывно работая, только через самообразование можно достичь совершенства.

Позже Бенуа окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где учился с Сергеем Дягилевым.

Александр Николаевич был душой художественного объединения «Мир искусства» и активным участником создания журнала с таким же названием. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актёрами, подготовить статью в журнал или газету.

Каждый коллекционер стремился украсить свою коллекцию работами Бенуа. Художник Евгений Евгеньевич Климов, даритель Российскому фонду культуры, с 1949 года проживавший в Канаде, был счастлив иметь в своём собрании несколько полотен Александра Бенуа.

Международную известность и признание Климову принесли литографии, вошедшие в альбомы «Десять городских пейзажей», «Городские пейзажи» и «По Печерскому краю». Они получили высокую оценку Александра Николаевича Бенуа.

Из письма Е.Е. Климова в Российский фонд культуры: «Первый альбом «По Печерскому краю» был отмечен А. Бенуа рецензией. Дружба моя с этим большим художником началась с его рецензии на мой альбом литографий «Городские пейзажи», выпущенный в Риге в 1937 году, и переписка наша продолжалась до его смерти в 1960 году. Впоследствии часть писем его ко мне была опубликована в книге «Александр Бенуа размышляет», вышедшей в Москве в издательстве «Советский художник» в 1968 году».

Узнав, что в Петергофе открывается Музей семьи Бенуа, в 1989 году Евгений Евгеньевич передал в Российский фонд культуры работы Александра Николаевича с последующей передачей их в музей. Через год Евгения Евгеньевича Климова не стало. Среди переданных экспонатов – эскизы декораций, эскизы костюмов, сделанные Бенуа в разные годы, живописные этюды: «Петергоф. Большой дворец и каскад» (1900), эскиз декорации к балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (1946), «Пейзаж с озером» (1927), эскиз костюма Настасьи Филипповны к пьесе «Идиот» (1924), эскиз декоративного панно для дома отдыха французских офицеров (1939). Всего 14 работ. Фонд волю дарителя исполнил.

9 февраля – день памяти Александра Бенуа, к этому дню всем почитателям творчества художника и просто неравнодушным к искусству людям Российским фондом культуры был подготовлен подарок – плёнка с уникальными кадрами. На них великий художник в кругу семьи. Чувствуя себя во Франции чужим, «туристом», он всё сильнее и сильнее замыкался в кругу своей большой семьи: жены, троих детей, внуков, правнуков. Почти все – художники или близко связанные с искусством люди.

Киноплёнку передал в дар Российскому фонду культуры из США сын оператора Юрия Мельтева, которого называли «летописцем русского Парижа». Он снял для нас редкие кадры Бунина, Тэффи, Зайцева, Ремизова. Запечатлел Бенуа в его парижской квартире на улице Огюста Витю в доме номер 2. Кадры сняты в ноябре 1949 и в июне 1950 года. В интерьерах квартиры оживает наш Санкт-Петербург, кажется, что за окнами не блистательный Париж, а величественная, строгая, наша любимая Северная столица. Он пытался создать в своей парижской квартире видимость продолжения прежней жизни, нечто похожее на старый «дом Бенуа» в России. Даже вещи в мастерской расставлял так, чтобы они напоминали о днях юности. Художник, тосковавший по Родине, был очень благодарен Горькому – в одну из своих поездок в Ленинград Горький переправил в Париж часть его библиотеки.

Александр Бенуа не дожил до своего 90-летия несколько месяцев. Его не стало 9 февраля 1960 года в Париже, но он не ушёл навсегда. Благодаря сохранившимся кадрам кинохроники сегодня у нас есть возможность соприкоснуться с личностью этого «великого самоучки».

#
Скачайте наше приложение