«Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» – рубрика, в которой Российский фонд культуры рассказывает о художниках прошлого. Сегодня их имена мало кто помнит, но когда-то они гремели на всю страну.

В 2024 году исполнилось 135 лет со дня рождения величайшего мастера театрального эскиза, лауреата Государственной премии, народного художника Белорусской ССР Сергея Филипповича Николаева. Почти 20 лет Сергей Филиппович был главным художником Государственного театра оперы и балета в Минске. Здесь он создал декорации и костюмы к более 40 спектаклям, среди которых опера «В пущах Полесья» А.В. Богатырёва, балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и постановки по произведениям зарубежных авторов — «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди, «Эсмеральда» Ш. Пуни. К юбилею художника Национальный исторический музей Республики Беларусь подготовил выставку «Театральные краски художника», куда вошли 30 работ мастера. Мы обратились к сотрудникам музея с просьбой показать часть экспозиции. А начиналась эта история так…

Будущий художник родился в семье служащего Малого театра. Всё детство и отрочество юного Серёжи прошли под знаком искусства великих актёров – Ермоловой, Садовских, Шаляпина. И это не могло на сказаться на будущем мальчика. Он искренне полюбил сцену.

Кумиром Николаева стал великий Константин Коровин. Именно к этому мастеру он и пошёл учиться в Строгановское училище. И уже в 1910 году выполнял по эскизам Коровина декорации в Большом, Малом и Новом театрах. Революцию Сергей Филиппович принял сразу. С мандатом, полученным от Луначарского, он немало сделал для охраны памятников и художественных ценностей молодой Страны Советов. Но всё-таки главным и любимым было для него оформление музыкальных спектаклей. Его декорации и костюмы к операм Большого театра до сих пор остаются образцами лучших традиций русской декорационной реалистической живописи.

(Из автобиографии С.Ф. Николаева) «В 1936 году меня привлекают к работе в Большом театре, где возобновляется опера «Снегурочка». Там же ставил и оперу Рубинштейна «Демон». В 1938 году меня приглашают главным художником в Театр оперы и балета в Минск. Работая в Минске, создаю эскизы к опере «Царская невеста» (2 варианта) – на малую сцену и, когда было готово новое здание, вариант для большой сцены. Во время войны судьба забрасывает меня в Свердловск, где работаю в Драматическом театре».

Старинный дом с окнами на Патриаршие пруды. Сегодня это Большой Патриарший переулок, 4. Именно здесь когда-то жил художник. В его доме всегда было шумно и хлебосольно. Сергей Филиппович любил гостей – особенно часто у него бывали ученики, для которых Николаев был не просто наставником, но и другом.

Будучи прекрасным педагогом, он воспитал большую плеяду художников. Кроме театральных работ Николаев постоянно занимался живописью с натуры. Им создан ряд картин на тему русской природе. Он много работал маслом, акварелью, тушью. Остались и его карандашные рисунки.

Уже после смерти художника его вдова Галина Николаевна Николаева передала в дар Советскому фонду культуры более ста двадцати работ мужа с просьбой провести выставку. После выставки был издан каталог с работами Сергея Филипповича, а сами картины должны были попасть в музеи страны. Галина Николаевна очень не хотела, чтобы наследие её мужа оказалось в частных собраниях. (Вдова художника Г.Н. Николаева) «И я бесконечно рада тому, что благодаря Советскому фонду культуры эти произведения Сергея Филипповича Николаева продолжат свою жизнь». Всю коллекцию – 82 рисунка, 11 графических работ, 32 живописные работы – в 1992 году Российский фонд культуры передал в Музей Скрябина в Москве, где она и хранится по сегодняшний день.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: Российский фонд культуры, Национальный исторический музей Республики Беларусь Российский фонд культуры благодарит Национальный исторический музей Республики Беларусь за помощь в подготовке материала.

Эскиз к декорации М. П. Мусоргского "Хованщина".

#
Скачайте наше приложение